Транспортные ядерно энергетические установки это

Космический ядерный транспортно-энергетический модуль. Новые возможности в изучении космоса

Осенью прошлого года в Сети неожиданно появились фотографии из КБ «Арсенал» с элементами конструкции транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). Стало ясно, что работы над ТЭМ в Российской Федерации продолжаются.

Собственно, что такое ТЭМ? Это космический ядерный транспортно-энергетический модуль, или по-простому ядерный буксир, который в первую очередь предназначен для буксировки спутников на высокоэнергетические орбиты и осуществления межпланетных миссий. В основе этого буксира лежит ядерный реактор, который вырабатывает электроэнергию для питания электроракетных двигателей (ЭРД).

О том, что работы над ТЭМ ведутся в России, было известно довольно давно но они практически не освещались в средствах массовой информации, поэтому широкая общественность об этом ничего не знает. А работы эти, разумеется, начались не на пустом месте и, чтобы лучше понять, что же сейчас происходит, необходимо вернуться, с одной стороны, в не такое уж далекое, а с другой — не в такое уже теперь и близкое прошлое.

Первое постановление ЦК КПСС и Совмина о разработке тяжелой ракеты-носителя, использующей ядерный ракетный двигатель (ЯРД), вышло 30 июня 1958 г. Этот документ также предусматривал разработку носителей с использованием криогенных жидкостных ракетных двигателей. В подготовке этого постановления участвовали С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Глушко, И. В. Курчатов — первые лица советских космической и атомной программ. В тот период Глушко заинтересовала идея ЯРД, и он организовал проектные работы на эту тему совместно с НИИ-1 (ныне — Центр Келдыша). Королев в ОКБ-1 дал поручение изучить возможность создания ракеты с использованием ЯРД. Важно не путать ЭРД и ЯРД. В последнем сильно разогретое рабочее тело, пройдя через активную зону реактора, выбрасывается в космос через сопло и создает тягу. Принцип работы ЭРД основан на преобразовании электрической энергии в направленную кинетическую энергию истекающих частиц, создающих тягу. В 1959 г. были проведены расчеты и исследованы различные варианты тяжелых ракет-носителей, в том числе с кислородно-водородными жидкостными ракетными двигателями и ЯРД. В СССР испытания проводились вплоть до 1989 г. На Семипалатинском полигоне был построен исследовательский графитовый реактор — ИГР, стендовый комплекс Байкал-1 с исследовательским высокотемпературным газовым реактором ИВГ-1 и двумя рабочими местами для отработки изделий. Запуск первого отечественного прототипа ЯРД — реактора ИВГ-1 — состоялся в 1975 г. В 1970-е и 1980-е гг. на нем были проведены представительные ресурсные испытания основных узлов реакторов ЯРД.Тем не менее в космос ЯРД так и не отправились.

Но зато успешнее оказались способы вырабатывания электроэнергии с помощью ядерных реакторов и радиоизотопных термоэлектрогенераторов. В 1970 г. были начаты наземные испытания ядерной энергоустановки (ЯЭУ) «Топаз» с термоэмиссионным преобразователем и осуществлен запуск первого космического аппарата с ЯЭУ «Бук» на основе термоэлектрического преобразователя. Всего с 1970 по 1988 гг. Советский Союз вывел в космос 32 космических аппарата УС-А с ядерной энергоустановкой, включающей реактор и термоэлектрический преобразователь и два космических аппарата «Плазма» с термоэмиссионной ядерной энергоустановкой.

Постановлением Правительства РФ № 144 от 2 февраля 1998 г. была принята Концепция развития космической ядерной энергетики в России. Она предусматривала создание научно-технического задела, обеспечивающего возможность разработки после 2010 г. реакторных ЯЭУ мощностью порядка 100 кВт и реализации с их помощью широкого круга миссий как в околоземном космосе, так и в межпланетном пространстве.

Продолжение статьи читайте в майском номере журнала «Наука и техника» за 2021 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

В магазине на сайте также можно купить магниты, календари, постеры с авиацией, кораблями, сухопутной техникой.

Источник



Ядерный ракетный двигатель

Следует разделять две принципиально разные установки: ядерные энергетические установки (ЯЭУ) на космических аппаратах и ядерные ракетные двигатели (ЯРД). Первые предназначены для выработки энергии на борту космического корабля (когда необходимое количество энергии невозможно получить другими способами, например с помощью солнечных батарей или изотопных источников энергии). Вторые обеспечивают разгон и движение самих ракет.

Вначале кратко рассмотрим историю создания ядерных энергетических установок для использования на космических аппаратах. Первым такого рода ядерным реактором стал американский SNAP-10А, созданный компанией Boeing по заказу Комиссии по атомной энергии США по программе Systems for Nuclear Auxiliary Power (SNAP). Тепловая мощность реактора составляла 40 кВт, а электрическая мощность, обеспечиваемая термоэлектрическим преобразователем энергии, составляла от 500 до 650 Вт. Реактор SNAP-10А был установлен на борту аппарата Snapshot, запущенного 3 апреля 1965 года ракетой-носителем «Атлас». Планировалось провести летные испытания реактора в течение 90 суток. Реактор успешно проработал 43 дня — до 16 мая 1965 года. В этот день был включен установленный на борту спутника ионный двигатель, запитываемый от реактора. Но работа двигателя сопровождалась многочисленными высоковольтными пробоями, нарушившими работу бортовой аппаратуры. SNAP-10A стал первым и последним космическим реактором США, запущенным в космос, хотя проектов и наземных опытных ЯЭУ различные группы в США наплодили очень немало, и продолжают разрабатывать их по настоящее время.

В конце 2017 года в США начали испытание демонстрационного прототипа реакторной энергетической установки Kilopower, предназначенной для выработки электроэнергии с выходной мощностью до 10 кВт с ресурсом 10 лет на поверхности Марса (NASA to test prototype Kilopower reactor. Портал World Nuclear News. 2017-11-17).

Первый в СССР термоэлектрический реактор-преобразователь «Ромашка» был запущен в Институте атомной энергии 14 августа 1964 года. Реактор на быстрых нейтронах имел тепловую мощность 40 кВт (топливом служил оружейный уран) и был оснащен термоэлектрическим преобразователем энергии мощностью до 800 Вт. В планы С.П.Королева входило использовать ЯЭУ «Ромашку» на космических аппаратах в сочетании с импульсными плазменными двигателями. Испытания «Ромашки» закончились в середине 1966 года, уже после смерти Королева, но реактор так никогда не побывал в космосе.

За «Ромашкой» последовала серия ядерных реакторов-преобразователей энергии «Бук» и «Топаз». «Бук» разрабатывался с 1960 года в НПО «Красная звезда» для использования на спутнике радиолокационной разведки УС-А, предназначенном для слежения за авианосцами США. Общая масса урана в реакторе составила 30 кг, обогащение по 235-му изотопу урана — до 90 %. Первый аппарат этой серии был запущен 3 октября 1970 года с Байконура («Космос-367»). На орбите находился в течение 8 лет, причем планировалось сгорание ядерных твэлов реактора при схождении с орбиты. Однако этого не произошло вследствие неудачного спуска, завершившегося ядерным заражением местности разрушившимся «Буком». Поэтому в последующих модификациях «Бука» был запланирован принудительный сброс твэлов специальным газовым исполнительным механизмом (Демидов А.С., Конструкция энергосиловых установок космических аппаратов. — М.: МАИ, 2011.).

Следующей советской космической ядерной энергетической установкой стала ТЭУ-5 «Тополь» или «Топаз-1». Работа над «Топазом» велась с 1960-х годов. Наземные испытания были начаты в 1970 году. Реактор имел тепловую мощность 150 кВт, причем количество 235U в реакторе было снижено до 11,5 кг по сравнению с 30 кг в БЭС-5 «Бук». «Топаз» проработал на орбите более 11 месяцев.

Читайте также:  Принцип работы редуктора давления воды

Последний запуск советской ЯЭУ состоялся 14 марта 1988 года. И хотя полет прошел более-менее нормально, от эксплуатации аппаратов с ЯЭУ было решено отказаться. Основной причиной этого стало давление со стороны США и международных организаций, требовавших от Советского Союза «прекратить загрязнение космоса». Но немаловажным фактором стали и сравнительно низкие технические характеристики ЯЭУ.

За все годы запусков советских ЯЭУ на орбиту было отправлено 32 установки. Одна из них не долетела до космоса, две возвратились назад, а остальные до сего дня продолжают пребывать на высоте 700-800 км от Земли. Большой резонанс вызывало известное падение остатков реактора Космос-954 на территории Канады в январе 1978 года, что привело к радиоактивному заражению и международному скандалу.

Здесь следует упомянуть доклад Генерального секретаря ООН под названием «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» от 10 декабря 1993 года, в котором где особо отмечено, что проблема имеет международный, глобальный характер: засорение космического пространства Земли, одинаково негативно влияющее на все страны. К этому следует добавить ужесточающиеся требования ООН по ядерно-безопасным орбитам, которые запрещают запуск ядерных реакторов ниже орбиты в 800 км над поверхностью Земли. Параллельно происходит стремительный прогресс солнечных батарей, мощности которых увеличился с десятков ватт в начале 60-х до единиц киловатт к 1990 году. Их простота и изученность перекрывает путь ЯЭУ мощностью в единицы и даже десятки киловатт.

Упомяну также так называемый «каскадный эффект», который может возникнуть от взаимного столкновения объектов и частиц «космического мусора». При экстраполяции существующих условий засорения низких околоземных орбит этот эффект может в долгосрочной перспективе привести к катастрофическому росту количества объектов орбитального космического мусора и, как следствие, к практической невозможности дальнейшего освоения космоса. Вклад в создание космического мусора на 2014 г. составил: Россия — 39,7 %; США — 28,9 %; Китай — 22,8 %, остальные страны — 8,6 % (Космический мусор и его коллеги — И. Черный // «Новости космонавтики», № 10, 2014 г.).

Обращаю внимание на многочисленные происшествия и аварии при работе с энергетическими установками:

25 апреля 1973 года вследствие выхода из строя двигательной установки запуск советского спутника радиолокационной разведки с ядерной энергетической установкой на борту завершился неудачей. Аппарат не был выведен на расчетную орбиту и упал в Тихий океан.

12 декабря 1975 года сразу после выхода на орбиту вышла из строя система ориентации советского спутника радиолокационной разведки «Космос-785» с ЯЭУ на борту. Началось хаотичное вращение аппарата, что грозило его падением на Землю. Активная зона реактора была успешно отделена и переведена на орбиту захоронения, где и находится в настоящее время.

(Под эвфемизмом «орбита захоронения» понимают орбиту искусственных космических объектов, на которую осуществляется их увод после окончания активной работы для уменьшения вероятности столкновений и освобождения места на геостационарной орбите. Хотя срок жизни ЯЭУ на этих орбитах составляет порядка 2 тысяч лет, рано или поздно начиненный оружейным ураном реактор сгорает в высших слоях атмосферы со всеми вытекающими отсюда последствиями… Следует также напомнить, что период полураспада урана-235 составляет 710 миллионов (. ) лет.)

24 января 1978 года в северо-западных районах Канады упал советский спутник радиолокационной разведки «Космос-954» с ядерной энергетической установкой на борту. При прохождении плотных слоёв земной атмосферы произошло разрушение спутника и поверхности Земли достигли лишь некоторые его фрагменты. Произошло радиоактивное загрязнение поверхности.
28 апреля 1981 года на советском спутнике радиолокационной разведки «Космос-1266» с ЯЭУ на борту зафиксирован выход из строя бортового оборудования. Активная зона реактора была успешно отделена и переведена на орбиту захоронения, где и находится в настоящее время.

7 февраля 1983 года в пустынных районах Южной Атлантики упал советский спутник радиолокационной разведки «Космос-1402» с ЯЭУ на борту. Конструктивные доработки после предыдущей аварии позволили отделить активную зону от термостойкого корпуса реактора и предотвратить компактное падение обломков. Тем не менее, было зафиксировано заметное повышение естественного радиационного фона.

Апрель 1988 года — вышел из-под контроля советский спутник радиолокационной разведки «Космос-1900» с ЯЭУ на борту. Космический аппарат медленно терял высоту, постепенно приближаясь к Земле. 30 сентября, за несколько дней до расчетного момента входа в плотные слои атмосферы, сработала аварийная защитная система, и активная зона реактора была успешно отделена и переведена на орбиту захоронения.

4 июля 2008 года, согласно данным NASA, произошла фрагментация спутника «Космос-1818» на орбите. Предположительно, отделившиеся фрагменты сферической формы в количестве около 30 — капли металлического теплоносителя из разрушившегося по какой-то причине контура охлаждения реактора.

Специалисты отмечают весьма ограниченные итоги полувековых исследований по созданию ядерных энергетических реакторов на космических аппаратах и несоизмеримость практических результатов с затраченными усилиями и колоссальными средствами. Это связано со спецификой работы реакторов в космосе, их недостаточной надежностью и значительной опасностью радиационного заражения в случае аварийного падения. Отмечу, что еще в конце 1980-х была заключена договоренность не запускать больше спутники с такими энергоустановками.

Перейдем к рассмотрению проблемы ядерных ракетных двигателей, использующих энергию деления ядер не для выработки энергии, а для создания реактивной тяги. В традиционных ЯРД рабочее тело (как правило — водород) подается из бака с сжиженным газом в активную зону реактора, где разогревается до высоких температур и затем, расширяясь, выбрасывается через сверхзвуковое сопло двигателя, создавая реактивную тягу. Удельный импульс ЯРД, по оценкам, составляет 8000-9000 и даже 15000 м/с, что гораздо выше показателей наиболее совершенных химических ракетных двигателей.

В СССР постановление по созданию ЯРД было подписано в далеком 1958 году. Руководство проектом было тогда возложено на академиков М.В.Келдыша, И.В.Курчатова и С.П.Королева, а к работам были подключены десятки исследовательских, проектных, конструкторских, строительных и монтажных организаций. К концу 1970-х гг в СССР был создан и активно проходил испытания на стендовой базе в районе Семипалатинска ядерный ракетный двигатель РД-0410. Основу этого двигателя с тягой 3,6 т составлял ядерный реактор ИР-100 с топливными элементами из твердого раствора карбида урана и карбида циркония. Температура водорода достигала 3000 К при мощности реактора

В США космические разработки с использованием ЯРД осуществлялись с 1958 года в рамках проекта «Орион» по заказу ВВС США. Программа была рассчитана на 12 лет, расчетная стоимость составила 24 миллиарда долларов, что было сопоставимо с запланированными расходами на лунную программу «Аполлон» («Apollo»). Американцы создали ЯРД «NERVA», двигатель которой должен был нагреваться до температуры более 2000 °C. Реактор был готов к использованию в качестве двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн V», однако лунную программу к этому времени закрыли, а других задач для этих ЯРД тогда не было. Космические затраты и трудности выполнения подобных проектов привели к тому, что к 1970 году подобные проекты как в США, так и в СССР, были закрыты. В феврале 2018 года появились сообщения о том, что НАСА возобновляет научно-исследовательские работы по ядерному ракетному двигателю (Даниил Ревадзе//NASA возвращается к идее ядерного двигателя для космических кораблей. Портал hightech.fm. 17 февраля 2018)

Читайте также:  Регулировка зазоров клапанов Лада Гранта

На конец 1-го десятилетия XXI в. не известно ни одного случая практического применения ядерных ракетных двигателей, несмотря на то, что основные технические проблемы создания такого двигателя были худо-бедно решены полвека тому назад. Основным препятствием на пути практического применения ЯРД являются оправданные опасения того, что авария летательного аппарата с ЯРД может создать значительное радиационное загрязнение атмосферы и некоторого участка поверхности Земли, нанеся как прямой вред, так и осложнив геополитическую ситуацию.

Здесь надо иметь в виду, что можно говорить о потенциале применении ЯРД для космолетов, где химические ракетные двигатели достигли практического предела своей эффективности и их потенциал развития весьма ограничен, то есть ЯРД представляют потенциальный интерес для создания скоростного, долговременно работающего и экономически оправданного межпланетного транспорта (скажем, при полетах на Марс). Но мне представляется безумием использовать ЯРД в ракетах военного назначения, так как сами реакторы ЯРД являются более грозным и «грязным» оружием, чем атомные заряды, поскольку разрушение реактора на земле и выброс десятков килограмм ядерного топлива далеко оставляет позади Чернобыльскую катастрофу и Фукусиму-1. (Здесь я веду речь о "крылатой ракете со сверхмощной ядерной установкой", которая, по определению, является абсурдом или плодом психопатического сознания).

В ноябре 2017 года Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (China Aerospace Science and Technology Corporation, CASC) опубликовала дорожную карту развития космической программы КНР на период 2017-2045 годы. Она предусматривает, в частности, создание многоразового корабля, работающего на ядерном ракетном двигателе.

С 2010 года в России начались работы над проектом ядерной электродвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса для космических транспортных систем. Для реализации задуманного в период с 2010 по 2018 год было обещано 17 млрд рублей. Из этих средств 7,245 млрд рублей предназначались госкорпорации «Росатом» на создание самого реактора. Другие 3,955 млрд — ФГУП «Центр Келдыша» на создание ядерной энергодвигательной установки. Еще 5,8 млрд рублей — для РКК «Энергия», где в те же сроки предстоит сформировать рабочий облик всего транспортно-энергетического модуля. По словам директора и генерального конструктора ОАО «НИКИЭТ» Юрия Драгунова, чье предприятие конструирует реакторную установку, согласно плану ЯЭДУ должна быть готова в 2018 году. На начало 2016 года проведены испытания корпуса реактора и испытания полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки. Комментируя последнее, я заявляю, что современные военные разработки РФ — это горький плач по совку, по разрушенной военной промышленности СССР. И в заключение цитата из "Дневника писателя" Ф.М.Достоевского: "Положим, мы и есть великая держава, но я только хочу сказать, что это нам слишком дорого стоит — гораздо дороже, чем другим великим державам, а это предурной признак. Так что даже оно как бы и ненатурально выходит".

Источник

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса

Один из самых смелых проектов последних лет в сфере космических технологий развивается, и появляются поводы для хороших новостей. На днях стало известно о завершении работ по проекту «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Теперь ученым предстоит провести ряд последующих работ, и конечным результатом станет появление полноценного модуля, пригодного к эксплуатации.

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса

Один из вариантов компоновки транспортно-энергетического модуля

Отчет о работе

В конце июля «Роскосмос» утвердил отчет за 2018 г., указывающий основные направления деятельности и успехи организации. Среди прочего в отчете упомянут проект «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса», разрабатывавшийся в рамках Госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».

Согласно отчету, выполнение этого проекта было завершено в прошлом году. В рамках этих работ подготовлена конструкторская документация, изготовлены и испытаны отдельные изделия. Пока речь идет о компонентах будущего макета наземного прототипа транспортно-энергетического модуля (ТЭМ).

На этом работы по созданию ТЭМ не останавливаются. Все дальнейшие мероприятия будут осуществляться в рамках существующей федеральной космической программы. К сожалению, в отчете «Роскосмоса» не приводятся технические подробности проекта ТЭМ в его нынешнем виде, а также не указываются сроки выполнения работ. Впрочем, эти данные известны из других источников.

История вопроса

Согласно отчету «Роскосмоса», работы по теме ТЭМ продолжаются и скоро должны выйти на новый этап. Это означает, что планы по созданию принципиально новой ракетно-космической техники, утвержденные почти 10 лет назад, будут выполнены в обозримом будущем.

Идея транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) в ее нынешнем виде была предложена в 2009 г. Разработка этого изделия должна была осуществляться предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». Ведущую роль в проекте играют ракетно-космическая корпорация «Энергия» и ФГУП «Центр Келдыша».

В 2010 г. проект стартовал, начались первые исследовательские и конструкторские работы. На тот момент утверждалось, что основные компоненты ЯЭДУ и ТЭМ будут готовы к концу десятилетия. Эскизный проект ТЭМ подготовили в 2013 г. В 2014-м начались испытания компонентов ЯЭДУ и ионного двигателя ИД-500. В дальнейшем неоднократно появлялись сообщения о тех или иных работах и успехах. Строились и испытывались различные элементы ЯЭДУ и ТЭМ, а также осуществлялся поиск сфер применения новой техники.

По мере проработки проекта ТЭМ в открытых источниках регулярно публиковались изображения, показывающие примерный облик этого изделия. Последний раз подобные материалы появлялись в ноябре прошлого года. Любопытно, что этот вариант облика заметно отличался от предыдущих, хотя и имел некоторое сходство в основных чертах.

Технические особенности

Транспортно-энергетический модуль рассматривается в качестве многоцелевого средства для работы в космосе, как на орбитах Земли, так и на других траекториях. С его помощью в будущем планируется выводить полезную нагрузку на орбиты или отправлять к другим небесным телам. Также ТЭМ может использоваться для обслуживания космических аппаратов или в борьбе с космическим мусором.

ТЭМ получит раздвижные несущие фермы, за счет которых будут обеспечены необходимые габариты. На фермах предлагается монтировать энергоблок с реакторной установкой, приборно-агрегатный комплекс, стыковочные средства, солнечные батареи и т.д. В хвостовой части модуля будут располагаться маршевые и маневровые электроракетные двигатели. Полезная нагрузка будет перевозиться при помощи стыковочных устройств.

Основной компонент ТЭМ – ЯЭДУ мегаваттного класса, разрабатываемая с 2009 г. Реактор установки должен отличаться особой стойкостью к температурным нагрузкам, что связано с особыми режимами его работы. В качестве теплоносителя выбрана гелий-ксеноновая смесь. Тепловая мощность установки достигнет 3,8 МВт, электрическая – 1 МВт. Для сброса лишнего тепла предлагается использовать капельный холодильник-излучатель.

Электроэнергия от ядерной установки должна подаваться на электроракетный двигатель. На стадии испытаний находится перспективный ионный двигатель ИД-500. При КПД до 75% он должен показывать мощность 35 кВт и тягу до 750 мН. На испытаниях в 2017 г. изделие ИД-500 отработало на стенде 300 ч на мощности 35 кВт.

Согласно данным прошлых лет, ТЭМ в рабочем положении будет иметь длину более 50-52 м при диаметре (по раскрытым фермам и элементам на них) свыше 20 м. Масса – не менее 20 т. Вывод такого модуля на околоземную орбиту будет осуществляться при помощи одной или нескольких ракет-носителей с последующей сборкой. Затем с ним должна стыковаться полезная нагрузка. Расчетный срок службы, ограниченный ресурсом реактора, составляет 10 лет.

Читайте также:  Розетка для скрытой установки iek

Большие перспективы

Главной особенностью ТЭМ с ЯЭДУ, принципиально отличающей его от другой ракетно-космической техники, является высочайший удельный импульс. Применение особой энергоустановки и электроракетного двигателя позволяет получать требуемые параметры тяги при минимальном расходе ядерного топлива. Таким образом, ТЭМ в теории способен решать задачи, недоступные для традиционных ракетных систем на химическом топливе.

Благодаря этому появляется возможность более активного использования маршевых и маневровых двигателей на всем протяжении полета. В частности, это позволяет использовать более выгодные траектории полета к другим небесным телам. 10-летний срок эксплуатации позволяет многократно применять ТЭМ в разных миссиях, сокращая расходы на их организацию. В целом появление систем наподобие ТЭМ с ЯЭДУ даст космонавтике новые возможности во всех основных сферах деятельности.

Штатные двигатели ТЭМ должны использовать только часть электроэнергии от генерирующих систем. Соответственно, остается крупный запас мощности, пригодной для использования целевым оборудованием.

Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, это необходимость разработки целого ряда новых технологий и общая сложность проекта. Вследствие этого создание ТЭМ требует много времени и соответствующее финансирование. Так, проект «Роскосмоса» разрабатывается около 10 лет, но практическое применение готового ТЭМ все еще относится к отдаленному будущему. Общая стоимость проекта оценивается в 17 млрд рублей.


Вариант облика ТЭМ, показанный прошлой осенью

Применение ядерной энергоустановки приводит к серьезным ограничениям на разных этапах. К примеру, испытания готовой ЯЭДУ или ТЭМ в целом возможны только на орбитах, что позволит минимизировать ущерб от возможных нештатных ситуаций. То же касается и эксплуатации готового транспортно-энергетического модуля.

Обозримое будущее

Согласно последним новостям, разработка проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса» успешно завершена. Уже готовы некоторые макетные образцы, необходимые для проведения испытаний. В ближайшие годы предприятиям из состава «Роскосмоса» и «Росатома» предстоит провести ряд важнейших работ с этими и другими изделиями.

Летный прототип ТЭМ планируется построить в 2022-23 гг. После этого должны стартовать различные испытания, на которые уйдет несколько лет. Полноценный запуск эксплуатации ТЭМ ожидается в 2030 г.

В конце июня стало известно о подготовке площадки для эксплуатации ТЭМ. Такую технику будут запускать с космодрома Восточный. Не так давно был объявлен конкурс на разработку и строительство комплекса средств для подготовки космических аппаратов и транспортно-энергетического модуля. Конструкторская документация на технический комплекс должна быть разработана в 2025-26 гг. Строительство планируется запустить в 2027-м, а ввод в эксплуатацию состоится в 2030-м. Стоимость контракта – 13,2 млрд рублей.

Таким образом, различные работы по теме перспективной ракетно-космической техники с ЯЭДУ будут продолжаться в течение всего следующего десятилетия. Одним организациям предстоит завершить разработку и провести испытания транспортно-энергетического модуля, тогда как другие будут готовить инфраструктуру для его эксплуатации. По результатам всех этих работ в 2030 г. в распоряжении российской космической отрасли окажется принципиально новая техника с широкими возможностями. Впрочем, сложность всех этапов многообещающей программы может привести к изменению графика.

Источник

Транспортные ядерно энергетические установки это

Осенью прошлого года в Сети неожиданно появились фотографии из КБ «Арсенал» с элементами конструкции транспортно-энергетического модуля (ТЭМ). Стало ясно, что работы над ТЭМ в Российской Федерации продолжаются.

Собственно, что такое ТЭМ? Это космический ядерный транспортно-энергетический модуль, или по-простому ядерный буксир, который в первую очередь предназначен для буксировки спутников на высокоэнергетические орбиты и осуществления межпланетных миссий. В основе этого буксира лежит ядерный реактор, который вырабатывает электроэнергию для питания электроракетных двигателей (ЭРД).

О том, что работы над ТЭМ ведутся в России, было известно довольно давно но они практически не освещались в средствах массовой информации, поэтому широкая общественность об этом ничего не знает. А работы эти, разумеется, начались не на пустом месте и, чтобы лучше понять, что же сейчас происходит, необходимо вернуться, с одной стороны, в не такое уж далекое, а с другой — не в такое уже теперь и близкое прошлое.

Первое постановление ЦК КПСС и Совмина о разработке тяжелой ракеты-носителя, использующей ядерный ракетный двигатель (ЯРД), вышло 30 июня 1958 г. Этот документ также предусматривал разработку носителей с использованием криогенных жидкостных ракетных двигателей. В подготовке этого постановления участвовали С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Глушко, И. В. Курчатов — первые лица советских космической и атомной программ. В тот период Глушко заинтересовала идея ЯРД, и он организовал проектные работы на эту тему совместно с НИИ-1 (ныне — Центр Келдыша). Королев в ОКБ-1 дал поручение изучить возможность создания ракеты с использованием ЯРД. Важно не путать ЭРД и ЯРД. В последнем сильно разогретое рабочее тело, пройдя через активную зону реактора, выбрасывается в космос через сопло и создает тягу. Принцип работы ЭРД основан на преобразовании электрической энергии в направленную кинетическую энергию истекающих частиц, создающих тягу. В 1959 г. были проведены расчеты и исследованы различные варианты тяжелых ракет-носителей, в том числе с кислородно-водородными жидкостными ракетными двигателями и ЯРД. В СССР испытания проводились вплоть до 1989 г. На Семипалатинском полигоне был построен исследовательский графитовый реактор — ИГР, стендовый комплекс Байкал-1 с исследовательским высокотемпературным газовым реактором ИВГ-1 и двумя рабочими местами для отработки изделий. Запуск первого отечественного прототипа ЯРД — реактора ИВГ-1 — состоялся в 1975 г. В 1970-е и 1980-е гг. на нем были проведены представительные ресурсные испытания основных узлов реакторов ЯРД.Тем не менее в космос ЯРД так и не отправились.

Но зато успешнее оказались способы вырабатывания электроэнергии с помощью ядерных реакторов и радиоизотопных термоэлектрогенераторов. В 1970 г. были начаты наземные испытания ядерной энергоустановки (ЯЭУ) «Топаз» с термоэмиссионным преобразователем и осуществлен запуск первого космического аппарата с ЯЭУ «Бук» на основе термоэлектрического преобразователя. Всего с 1970 по 1988 гг. Советский Союз вывел в космос 32 космических аппарата УС-А с ядерной энергоустановкой, включающей реактор и термоэлектрический преобразователь и два космических аппарата «Плазма» с термоэмиссионной ядерной энергоустановкой.

Постановлением Правительства РФ № 144 от 2 февраля 1998 г. была принята Концепция развития космической ядерной энергетики в России. Она предусматривала создание научно-технического задела, обеспечивающего возможность разработки после 2010 г. реакторных ЯЭУ мощностью порядка 100 кВт и реализации с их помощью широкого круга миссий как в околоземном космосе, так и в межпланетном пространстве.

Продолжение статьи читайте в майском номере журнала «Наука и техника» за 2021 год. Доступна как печатная, так и электронная версии журнала. Оформить подписку на журнал можно здесь.

В магазине на сайте также можно купить магниты, календари, постеры с авиацией, кораблями, сухопутной техникой.

Источник