Теория этапов становления по Ж Годфруа
Социальные установки: что это в психологии, функции, виды, структура, примеры из жизни
Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.
Содержание
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Понятие социальной установки
Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.
С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.
Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.
Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.
Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.
Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.
Виды установок в психологии
Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.
Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.
Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается с нескольких ракурсов. А именно, как:
- Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
- Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
- Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
- Результат – характеристика личности, как частички общества.
Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.
Признаки
- Общественный характер того, с чем взаимосвязано поведение и отношение личности.
- Человеческая осознанность подобных проявлений.
- Эмоциональный фактор, присутствующий в восприятии и деятельности.
- Контроль и регуляция, осуществляемая аттитюдом.
Функции
Феномен выполняет четыре основных роли:
- Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
- Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
- Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
- Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.
Формирование социальных установок
Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.
Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.
Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.
Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.
Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.
Бихевиористский подход
Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.
В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:
- Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
- Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
- Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.
Когнитивный подход
Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.
Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.
Мотивационный
Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».
Выделю две теории по реализации аттитюдов:
- Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
- Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.
Генетический подход
Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:
- способности интеллекта;
- врожденных черт характера и темперамента;
- биохимических факторов.
Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.
Структурный
В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.
Теория этапов становления по Ж. Годфруа
- С рождения и до 12 лет. Действия ребенка соответствуют родительским моделям.
- От двенадцати до 20 – мотивы становятся более конкретными, так как индивид усваивает общественные роли.
- От двадцати до тридцати. Система кристаллизуется, а на ее основе возникает комплекс убеждений, устойчивый по своей форме.
- От 30. Совокупность становится довольно стабильной и фиксированной, а изменить ее уже практически невозможно.
Структура и компоненты социальной установки
В 1942 ученый М. Смит разработал собственное устройство аттитюдов. Сюда входят такие аспекты, как:
- поведенческий – поступки относительно объекта;
- аффективный – эмоциональное его оценивание;
- когнитивный – его осознание.
Все эти факторы взаимосвязаны. Поэтому если один из них изменится, то это определенным образом повлияет и на другие.
Но в 1934 году Ричард Лапьер обнаружил такой феномен, когда человек действует в несоответствии с собственными взглядами. Но вскоре его оспорил Дж. Бем, считающий, что не установка воздействует на решения, а наоборот – деятельность ее формирует.
Уровни
- простейшая форма – регулирует поведение в быту;
- социальная;
- базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
- инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.
Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:
- Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
- Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
- Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.
Способность к изменению
Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.
Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.
Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.
Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.
Источник
Социальная установка
В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.
Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.
Социальная установка выполняет четыре основные функции:
- Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
- Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
- Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
- Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.
Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.
Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.
Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.
В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.
Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.
Формирование социальных установок
Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
- Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
- Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
- Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
- Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
- Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
- Интеллектуальными способностями
- Врожденными различиями темперамента
- Биохимическими реакциями
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Структура социальной установки
В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:
- Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
- Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
- Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).
Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.
Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».
Можно ли изменить социальные установки?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.
Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.
Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.
Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.
И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:
- Почему я поступаю именно так, а не иначе?
- Почему я мыслю именно так, а не иначе?
- Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?
Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook
Источник
Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением
Социальные установки — одно из ключевых понятий в социальной психологии, отдельное направление научных исследований.
Активное изучение феномена формирования социальных установок было начато еще в первых десятилетиях 20 века.
В основе явления лежит теснейшая взаимосвязь личности и социума, чьей неотъемлемой частью является человек.
Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие аттитюда
Что такое социальная установка?
По мере роста и взросления личности, накопления жизненного опыта, в сознании человека формируется устойчивый взгляд на людей, предметы и события окружающего мира.
Эта настройка сознания выступает регулировщиком реакций и поведения человека в его взаимодействии с жизнью.
В психологии явление получило название аттитюд, или социальная установка.
Наиболее часто для определения социальной установки пользуются формулировкой американского психолога Гордона Олпорта: прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является соцустановкой.
В целом, установка формируется не только на основании личного опыта человека, но и через восприятие им опыта других людей. В основном, свои взгляды на жизнь, опыт, люди передают в обычном общении.
Личная установка, полученная человеком в результате пережитого события, укрепляется, если он слышит подтверждающие его собственные наблюдения выводы и мнения других людей (понятие обобщенной установки в психологии).
Социальная установка в психологии получила название аттитюд от английского слова «attitude», что в переводе означает — «отношение».
Структура
Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:
- Сформированное сознательное мнение. Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
- Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант — не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты. . Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.
Таким образом, соцустановка включает когнитивный, аффективный и поведенческий уровни.
Говоря о видах социальных установок, имеют в виду их определенные характеристики:
В психологии выделены понятия стереотипа и социализации.
Стереотипы
Понятие стереотипа выделено в 30-х годах 20 века американским публицистом Уолтером Липпманом.
Писатель обратил внимание на некий фильтр, через который, повинуясь сформированному жизненному опыту, человек распознает и интерпретирует информацию об окружающем мире.
Сформировавшийся стереотип вызывает отношение к явлению прежде, чем рассудок начинает работать:
- стереотип уже в момент восприятия информации накладывает свой «фильтр» на представленные факты;
- сформированный стереотип сопротивляется (или вовсе не поддается) его критической оценке;
Конечно, если способность думать, анализировать и воспринимать новое не утрачена личностью, возможно изменение картины мира и даже сложившейся стереотипической социальной установки.
Явление социализации
Контактируя с определенным социумом, человек постепенно усваивает присущие ему нормы поведения, ценности и убеждения окружающих.
Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, индивид вынужден накапливать и систематизировать знания о мире, осваивать навыки общения, коммуникации, позволяющие ему устанавливать продуктивные связи и добиваться желаемого.
Все это входит в понятие социализации, которая, по сути, начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни человека. В психологии понятие социализации рассматривается в нескольких аспектах:
- формирование человеческой индивидуальности, характера в контакте со средой существования, приспособление к ее нормам и условиям выживания в социуме (процесс социальной адаптации);
Первичная социализация затрагивает небольшие группы ближайшего окружения человека. Это его отец, мать, родня, друзья и сверстники, педагоги и воспитатели в учебных учреждениях, то есть ближний круг реального общения.
Когда в психологии говорят о вторичной социализации, то имеют в виду процессы, которые происходят уже в больших социальных группах.
Например, в круг вторичной социализации попадают административные органы, люди, формирующие законы и установки социального общения на уровне школы, высшего учебного заведения, города, края, государства в целом.
Примеры установок
Популярные, часто встречающиеся примеры социальных установок:
Все эти факторы человеком, выросшим в определенном обществе, часто воспринимаются, как единственно верные, правильные, как раз в силу сформированных с раннего детства социальных установок.
Функции
Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:
Таким образом, аттитюд — мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.
Соцустановки и реальное поведение
Если внутренние убеждения и взгляды личности определяют действия человека в социуме, то для изменения поведения достаточно изменить его образ мышления?
А по озвученным установкам личности можно спрогнозировать ее действия?
Практика психологических исследований доказала, что это не соответствует действительности: связь между установками человека и его реальным поведением зачастую отсутствует.
Простой и часто встречающийся пример подобного несоответствия: общее убеждение в пользе здорового образа жизни не означает совершения конкретных действий.
Человек может быть носителем установки о пользе ЗОЖ, но есть вредную пищу, употреблять алкоголь, курить и не заниматься спортом.
Разобщенность социальной установки и поведения объясняется в психологии несколькими факторами:
- Поведение индивида обуславливается не только общей установкой, но и конкретной ситуацией.
- Установка на оценку явления в целом может не совпасть с оценкой частного случая.
- Несколько социальных установок вступили в противоречие в каком-то конкретном случае, что сказалось на выборе поведения.
Например, в одном из первых научных экспериментов на изучение соответствия социальных установок и конкретного ситуативного поведения, проведенном еще в 1934 году стэнфордским психологом Ричардом Лапьером, были изложены интересные факты.
В первой половине 20 века отношение к темнокожим и желтокожим нациям в США было негативное.
Однако, Лапьер, путешествуя с супружеской парой друзей-китайцев, посетил более 250 гостиниц, ресторанов и кафе, и в каждом из них (кроме одного-единственного) китайцам был оказан теплый прием и высокий уровень сервиса.
Спустя полгода Лапьер разослал в эти же заведения письма с вопросом, примут ли заведения гостей-китайцев. И отказом по расовым предрассудкам ответили более 90% учреждений.
Эксперимент наглядно показал, как в конкретной ситуации, когда нужно было отказать в обслуживании реальным людям, законы гостеприимства и человечности перевешивали сложившийся предрассудок.
В основе формирования социальных установок лежит сложная система восприятия человеком окружающего мира, естественной адаптации в нем.
Ученые выделяют целый ряд причин формирования аттитюдов: от генетических особенностей человека до закрепления успешных схем поведения на уровне рефлексов, осознания всех «за» и «против» в процессе закрепления социальной установки.
Аттитюды (социальные установки) — структура и функции:
Источник
Личные и общественные социальные установки
Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.
Содержание
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Понятие социальной установки
Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.
С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.
Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.
Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.
Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.
Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.
Виды установок в психологии
Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.
Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.
Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается с нескольких ракурсов. А именно, как:
- Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
- Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
- Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
- Результат – характеристика личности, как частички общества.
Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.
Признаки
- Общественный характер того, с чем взаимосвязано поведение и отношение личности.
- Человеческая осознанность подобных проявлений.
- Эмоциональный фактор, присутствующий в восприятии и деятельности.
- Контроль и регуляция, осуществляемая аттитюдом.
Функции
Феномен выполняет четыре основных роли:
- Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
- Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
- Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
- Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.
Формирование социальных установок
Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.
Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.
Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.
Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.
Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.
Бихевиористский подход
Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.
В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:
- Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
- Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
- Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.
Когнитивный подход
Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.
Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.
Мотивационный
Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».
Выделю две теории по реализации аттитюдов:
- Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
- Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.
Генетический подход
Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:
- способности интеллекта;
- врожденных черт характера и темперамента;
- биохимических факторов.
Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.
Структурный
В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.
Теория этапов становления по Ж. Годфруа
- С рождения и до 12 лет. Действия ребенка соответствуют родительским моделям.
- От двенадцати до 20 – мотивы становятся более конкретными, так как индивид усваивает общественные роли.
- От двадцати до тридцати. Система кристаллизуется, а на ее основе возникает комплекс убеждений, устойчивый по своей форме.
- От 30. Совокупность становится довольно стабильной и фиксированной, а изменить ее уже практически невозможно.
Структура и компоненты социальной установки
В 1942 ученый М. Смит разработал собственное устройство аттитюдов. Сюда входят такие аспекты, как:
- поведенческий – поступки относительно объекта;
- аффективный – эмоциональное его оценивание;
- когнитивный – его осознание.
Все эти факторы взаимосвязаны. Поэтому если один из них изменится, то это определенным образом повлияет и на другие.
Но в 1934 году Ричард Лапьер обнаружил такой феномен, когда человек действует в несоответствии с собственными взглядами. Но вскоре его оспорил Дж. Бем, считающий, что не установка воздействует на решения, а наоборот – деятельность ее формирует.
Уровни
- простейшая форма – регулирует поведение в быту;
- социальная;
- базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
- инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.
Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:
- Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
- Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
- Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.
Способность к изменению
Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.
Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.
Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.
Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.
Источник