Соотнесите идейные учения и их представителей
Соотнесите идейное течение и его программные установки
Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и политическими направлениями, к которым эти партии относились.
1) крайний национализм
2) правый либерализм
A) Конституционно-демократическая партия
Б) «Союз Михаила Архангела»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Конституционно-демократическая партия (сторонники монархии английского типа и реформ) — левый либерализм.
Б) «Союз Михаила Архангела» (монархическая партия выдвигала лозунг «Россия для русских») — крайний национализм.
В) РСДРП (революционеры, противники самодержавия) — социал-демократизм.
Г) «Союз 17 октября» (сторонники монархии германского типа, реформ) — правый либерализм.
добрый вечер! не подскажите, чем отличается правый либерализм от левого? заранее спасибо
Граница между правым и левым либерализмом чрезвычайно размыта, но есть вопрос, по которому можно попытаться их разделить — это отношение к государственному вмешательству в экономику. Классический либерализм и неолиберализм говорят твердое «нет» госрегулированию, и эти лагеря собирательно именуют прибежищем правых либералов. С правой стороны они смыкаются с консерваторами. Что же касается левого либерализма, под этим ярлыком объединяют как полевевших либералов (социал-либералов), так и поправевших социалистов (новых левых и культурных марксистов). Они выступают за мягкое госвмешательство при сохранении частной собственности и преобладании рыночной экономики. С левой стороны они смыкаются с социал-демократами.
Установите соответствие между общественными силами» течениями и позициями, ими защищаемыми.
1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата
2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни»
3) сила власти — царю, сила мнения — народу
4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям
5) любая государственная власть есть зло
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) славянофилы — сторонники самобытного пути развития России — считали: сила власти — царю, сила мнения — народу.
Б) анархисты — считали государство аппаратом насилия и, что любая государственная власть — зло.
В) декабристы считали, что поставленных целей можно добиться путем военного переворота, без выступления «черни».
Г) социал-демократы боролись за установление диктатуры пролетариата.
Лишнее: консерваторы считали, что крепостное право есть благо для России в соответствии с ее традициями.
Источник
Соотнесите идейные учения и их представителей.
1. Славянофильство -«А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею самобытности России, отрицая западный путь развития, считали идеалом правления эпоху «первых Романовых» (Царь с Земским Собором как идеал «народной» власти).
Западничество — П. Я. Чаадаев и П. В. Анненков, которые в своих трудах продвигали идею единства исторического пути Европы и России и призывали учитывать европейский опыт, применять его на практике.
Общинный социализм- А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые, будучи социалистами-утопистами, будущее видели в социализме и считали русскую крестьянская общину с ее уравнительной системой распределения ого основой.
Заслугой американской политологической школы считается . разработка системного и структурно-функционального анализа политических феноменов.
Классовая концепция — это отношения господства одного класса над другим, что обусловлено местом и ролью класса в экономической системе общества.
Функциональная концепция Т. Парсонса — власть как отношения неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями и функциями.
Психоаналитическая концепция — власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием.
Суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти от любых других властей внутри страны и во взаимоотношениях с другими государствами.
Публичная власть — это система государственных органов и организаций, наделенных законными полномочиями непосредственного управления обществом.
Гражданство — это система государственных органов и организаций, наделенных законными полномочиями непосредственного управления обществом.
Соотнесите теории демократии с их главными идеями.
Политическое равновесие в решениях и формулировании властной воли достигается на основе конкуренции и компромиссов, где действие в своих особых интересах какой-либо одной властвующей группы исключено(плюралистической демократии)
Властвующая группа, избранная на определенный срок и на конкурсной основе, принимает функции политического представительства большинства населения, лишенного на тот же срок возможности действовать(элитарной теории демократии)
Власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав(либеральной (конституционной) демократии)
К институтам гражданского общества относят . профессиональные союзы
Соотнесите теории элит с их авторами.
1. Доктрина «политического (руководящего) класса» Г. Моской.
2. Концепция «железного закона олигархии» Р. Михельсом.
Теория циркуляции (движения) элит В. Парето.
14) Соотнесите функции групп давления с их содержанием.
Функция артикуляции интересов — связана с обеспечением публичного выражения интересов людей и формулированием требований к власти. Артикуляция интересов в форме требований к власти лежит в основе создания групп давления и является их отличительной особенностью среди других групп по интересам.
Функция агрегирования интересов — деятельность по обобщению и согласованию интересов людей.
Коммуникативная функция — направлена на обеспечение устойчивого диалога между обществом и властью.
15) Стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоят государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука, — это _________ политический процесс. (это вертикально организованный политический процесс)
Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит . Г. Алмонду и С. Вербе
Переход от традиционной политической системы к современной обозначают термином . политическое развитие
Под политическими коммуникационными технологиями понимают операции и процедуры, направленные на оптимизацию отношений информационного обмена между политическими субъектами и социальными группами.
Основными видами контактов для межгосударственных политических отношений в рамках мировой политики являются . сотрудничество и соперничество
Политическая глобалистика, как направление в политологии, ориентирована на исследования . политических аспектов и проблем в системе международных отношений, проявлений глобальных проблем в различных регионах мира
Военно-политическими союзами являются . Организация североатлантического договора (НАТО) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Концепция национальной безопасности строится с учетом . геополитических факторов и внешнеполитических интересов, так и внутренних угроз, связанных с состоянием общества
Методы, имеющие предписывающий характер и направленные на разработку строгой последовательности действий для достижения заданного результата, называются . алгоритмическими
Целостная система отслеживания происходящих в обществе или его отдельных структурах изменений на основе систематического анализа массовых представлений о них называется . мониторингом
Прогнозное исследование, основанное на сопоставлении с чем-либо похожим и имеющим место в прошлом, называется методом . аналогий
Модели, базирующиеся на использовании формально-символических и алгоритмических методов описания и анализа динамики изменения исследуемого объекта, называются . математическими
Источник
ПРОСВЕЩЕНИЕ как идейное течение
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.
Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres).
Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.
Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») —Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).
Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Основные идеи и принципы Просвещения
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера, умеренный деизм Д»Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный «деизм сердца»Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний.Сенсуализм мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистическийвариант (Кондильяк). Онтология интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в «Системе природы» Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго, Кондорсе). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.
Национальные школы Просвещения имели свои особенности
Просвещение во Франции
Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д»Аламбером. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
Английское и немецкое Просвещение
Английское Просвещение сосредоточено на проболемах утилитарной морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Мандевиль) и сенсуалистической эстетики (Хом,Берк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).
Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг,Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.
Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря и Натиск» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете, антипросвещенческие выпады Гамана и Ф. Якоби, визионерская мистикаСведенборга.
Идейное наследие Просвещения
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля, М. Вебера, Рассела, Витгенштейна.
Источник
Ответ
Вариант I. Таблица составлена по материалам разных учебников.
Таблица «Основные направления общественно-политической мысли XIX в.».
Направление | Представители | Чьи интересы выражали | Основные идеи | Методы достижения целей |
---|---|---|---|---|
Консерватизм | Бёрк, де Местр, Гоббс, Меттерних | высшая аристократия, духовенство | приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам, за главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей | умеренные реформы |
Либерализм | Локк, Юм, Кант, Адам Смит, Джефферсон, Руссо | буржуазия | провозглашение права и свободы каждого человека высшей ценностью, влияние на жизнь общества государства и церкви ограничивается конституцией, важнейшими свободами признаются свобода слова, вероисповедания, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах, в экономике принципами либерализма являются неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства | парламентские выборы, реформы |
Социализм | Сен-Симон, Фурье, Оуэн | буржуазия, наемные рабочие, крестьяне | осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, общественная собственность или общественный контроль над собственностью и природными ресурсами, обобществление собственности | естественный выбор граждан, парламентские выборы, реформы |
Марксизм | Маркс, Энгельс | пролетариат | неизбежность классовой борьбы и социальной революции, ведущая роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества | революция |
Анархизм | Прудон, Бакунин, Кропоткин | трудящиеся | ликвидация любого принудительного управления и власти человека над человеком, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы | самоорганизация граждан |
Вариант II. Таблица составлена по учебнику Загладина. Указаны следующие основные направления общественно-политической мысли XIX в.: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, анархизм, ревизионизм, революционное течение.
Источник