Системный анализ и математические модели в управлении Пространства и системы ценностей Тест для самопроверки

Ценностные установки и закономерности поведения человека.

Ценностная установка – это готовность, редрасположененость субъекта к определённой активности и действию по отношению к какому-либо объекту. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная, познавательная, координационная (координация всей познавательной системы психических процессов.

Установки подразделяются на

— элеменнтарные установки (формируются на основе витальных потребностей, впростых ситуациях не осознаваемы)

— социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций.)

— базовые социальные установки (определяют общую направленность личности)

— ситема ценностных ориентаций.

Знание об установках имеет большоен практическое значение во всех сферах, где решается задача целенаправленного воздействия на поведение личности и социальных групп.

Опыт убеждает, что в разных местах нужно вести себя по-разному. Для каждой сферы характерны свои закономерности Правила поведения в разных сферах можно представить в виде определённых формул. Выделяются 5 основных сферы деятельнсоти человека, в которых реализуются законы поведения: 1)жизнь,2) экономика, 3) социум, 4) власть, 5) духовность.

В каждой свои базовые ценности:

1) – здоровье: состояние, при котором кто-либо может делать то, что ему должно делать

2) – благополучие: состояние, при котором кто-либо может делать то, что другие должны делать

3) – справедливость: состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие не должны делать

4) – превосходство: состояние, при котором кто-либо может делать то, что не должны делать другие

5) – свобода: состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие должны делать.

Правила поведения в разных сферах деятельности представляются четырьмя основными, которые отличаются полной симметричностью. Они направлены на окружение человека, но не регулируют сами отношения между людьми.

1 группа правил – правила южной (первой) этической системы: кто-либо должен делать окружающим то, что они делают ему;

2 группа правил – правила восточной (второй) этической системы: кто-либо не должен делатьокружающим то, чего они не делают ему;

3 группа правил – правила западной (третьей) этической системы: окружающие должны делать кому-либо то, что он делает окружающим;

4 группа правил – правила северной (четвёртой) этической системы: окружающие не должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим.

Эти правила устанавлявают систему норм этически приемлемого поведения.

Кроме симметричных правил выделяются и несимметричные правила:

— правила индивидуального насилия кого-либо над окружающими ( кто-либо должен делать окружающим то, чего они не делают ему;

— правило коллективного насилия окружающих над кем-либо (окружающие должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим);

— правило индивидуального паразитизма кого-либо по отношению к окружающим и обмана их (кто-либо не должен делать окружающтм то, что они делают ему);

— правило коллективного паразитизма окружающи по отношению к кому-либо и обмана его (окружающие не должны делать кому-либо то, что он делает окрудающим).

Несимметричные правила устанавливают систему норм этически неприемлемого, нецивилизованного поведения (характерного для преступных сообществ, паразитической и криминальной среды).

Это были представлены две крайние системы норм поведения. Есть ещё 4 правила с так называемой неполной (частичной ассиметрией):

— правило действия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо должен делать окружающим то, что он делает им);

— правило бездействия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо не должен делать окружающим то, чего он не делает им);

— правило правило действия окружащих в отношении кого-либо, игнорирующего его поведение по отношению к ним (окружающие должны делать кому-либо то, что они ему делают);

— правило бездействия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующих его поведение по отношению к ним (окружающие не должны делать кому-либо то, чего они не делают ему).

Правилав частичной асимметрии в поведении людей устанавливает систему норм этическки нейтрального поведения, «подстраивающегося» под окружающую среду.

Все перечисленнве правила идеальны. В реальной жизни почти всегда сочетаются правила поведения, входящие не только в один блок, но и в разные блоки. В зависимости от реалтьного поведения людей складывается та или иная их репутация. Репутация – это мера доверия к кому-либо со стороны окружающих, формирующаяся на основе набора ожиданий, которые человек вызывает у окружающих. Оценка репутации формируется на основе анализа следующих параметров:

— целей, которые человек пере собой ставит;

— способностей человека к реализации этих целей.

Способность человека сделать что-то указывает на возможность поставить цель и реализовать её.

Условно можно определить следующие характеристики репутаций:

— положительная;

— сомнительная;

— отрицательная;

— репутация вне моральности и зла.

Положительная репутация — это цепочка, обеспечивающая максимально полную осознанную и целенаправленную реализацию всех возможностей сделать что-то положительное и такую же максимальную реализацию возможностей по уклонению от всего вредного, отрицательного, нехорошего. Эти правила поведения характеризуют абсолютно положительную репутацию человека. В реальной жизни возможны самые разные сочетания форм и правил поведения, на основе которых даётся оценка репутации человека.

Сомнительная репутация — это когда в целом поведение человека оцениватся положительно, но в отдельных случаях оно воспринимается окружающими и даже самим человеком негативно. Но так ка правдедников среди людей практически нет, то поэтому пораждающая сомнения линия поведения является правилом, а не исключением. Но для аналитических задач чёткое определение черт сомни тельной репутации имеет смысл. К числу таких черт относятся:

— нецелеустремлённость (нецелеустремлённость в действиях – это постановка заниженных целей, когда человек не стремится полностью использовать свои возможности; нецелеустремлённость в ограничениях проявляется в том, что человек не ставит перед собой задачу избегать неправильных поступков);

— необязательность (также проявляется и в действиях и в ограничениях).

Отрицательная репутация проявляется в таких чертах. Как безынициативность (бесцельное поведение; если это становится нормой, человек перестаёт развиваться),

Читайте также:  X410 x433 x435 x43D x442 x432 x435 x431 x434 x43E x441 x442 x443 x43F x430 DIRECTUM 5 0

лживость (невыполнение обещанного; часто это люди-бездельники, неудачники),

тунеядство (отсутствие существенных результатов действий или полное бездействие),

невоздержанность (неограничение отрицательных проявлений своей личности),

низость (общее качество оценки репутации по всем ранее пречисленных характеристикам),

невоздержанное тунеядство (соединение черт бездельника и аюсолютно порочного человека).

Репутация вне моральности и зла – связана с наиболее социально опасными и неприемлемыми обществом моделями поведения. Эти люди выводят себя за рамки общественной морали и и олицетворяют абсолютное зло для общества. Итак, на основе информации о поступках людей, можно дать оценку их поведения, считать его предсказуемым. Рассмотренная система оценки репутации человека универсальна и прилождима к различным сферам деятельности и различным сообщества. Вместе с тем это, безусловно, ограниченная оценка, она должна дополняться анализом влияния внешней среды, которая имеет свои особенности в различных сферах деятельности: экономике, социальной и духовной жизни, властных отношениях.

Источник

Системный анализ и математические модели в управлении. «Пространства и системы ценностей». Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Какие преобразования считаются допустимыми в шкалах порядка (ординальных шкалах)?
суммирование оценок
умножение оценок на положительный множитель
возведение в положительную степень
среднее арифметическое
среднее геометрическое
логарифмирование

2. Какие из приведенных ниже матриц являются матрицами эквивалентности?

Системный анализ. Рисунок 1

Системный анализ. Рисунок 2

Системный анализ. Рисунок 3

Системный анализ. Рисунок 4

Системный анализ. Рисунок 5

Системный анализ. Рисунок 6

Системный анализ. Рисунок 7

Системный анализ. Рисунок 8

Системный анализ. Рисунок 9

Системный анализ. Рисунок 10

3. Определите левый собственный вектор следующей матрицы эквивалентности

Системный анализ. Рисунок 11

Системный анализ. Рисунок 12

Системный анализ. Рисунок 13

Системный анализ. Рисунок 14

Системный анализ. Рисунок 15

Системный анализ. Рисунок 16

Системный анализ. Рисунок 17

4. Шкала твердости минералов – это
шкала порядка
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала Рихтера
шкала отношений

5. Шкала силы ветра – это
шкала порядка
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала Рихтера
шкала отношений
нет правильного ответа

6. Определите правый собственный вектор матрицы эквивалентности

Системный анализ. Рисунок 18

Системный анализ. Рисунок 19

Системный анализ. Рисунок 20

Системный анализ. Рисунок 21

Системный анализ. Рисунок 22

Системный анализ. Рисунок 23

Системный анализ. Рисунок 24

7. Квантификация – это
процедура присвоения числовых значений объектам и явлениям
функция полезности
ценностная установка, которой подчиняет свое поведение система
множество желаемых для системы ситуаций или состояний
преобразование одного вида энергии в другой

8. Какие из приведенных ниже матриц являются матрицами эквивалентности?

Системный анализ. Рисунок 25

Системный анализ. Рисунок 26

Системный анализ. Рисунок 27

Системный анализ. Рисунок 28

Системный анализ. Рисунок 29

Системный анализ. Рисунок 30

Системный анализ. Рисунок 31

Системный анализ. Рисунок 32

Системный анализ. Рисунок 33

Системный анализ. Рисунок 34

9. Пусть три эксперта некоторой фирмы, рассмотрев шесть возможных вариантов инвестиционных проектов, выставили следующие балльные оценки (по десятибалльной шкале). Определить наиболее предпочтительный инвестиционный проект, используя способ медианного оценивания:

Системный анализ. Рисунок 35

первый проект
второй проект
третий проект
четвертый проект
пятый проект
шестой проект

10. Шкала температур – это
шкала порядка
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала Рихтера
шкала наименований
ординальная шкала

11. Шкала социометрического статуса – это
шкала порядка
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала Рихтера
шкала отношений

12. В шкале интервалов:
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание
возможно только количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание

13. При медианном оценивании следует учитывать:
порядок предпочтений
количественные оценки
среднее геометрическое
среднее арифметическое

14. В шкале отношений:
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание
возможно «слабое» количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание

15. Шкала сортности товаров – это
шкала порядка
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала Рихтера
шкала отношений
шкала наименований
номинальная шкала

16. В шкалах наименований (номинативных, номинальных шкалах):
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание
возможно количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание

Источник

Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.
Читайте также:  Керамическая вкладка E max Press

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Влияние среды

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Направленность деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.
Читайте также:  Как устанавливаются дорожные знаки

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

Источник



Исследование социально-экономических и политических процессов. Тестовые задания по теме «Пространства и системы ценностей»

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Определите левый собственный вектор следующей матрицы эквивалентности

ИСЭПП.рисунок 27

ИСЭПП.рисунок 28

ИСЭПП.рисунок 29

ИСЭПП.рисунок 30

ИСЭПП.рисунок 31

ИСЭПП.рисунок 32

ИСЭПП.рисунок 33

2. При медианном оценивании следует учитывать:
среднее арифметическое
порядок предпочтений
количественные оценки
среднее геометрическое

3. Квантификация – это
ценностная установка, которой подчиняет свое поведение система
множество желаемых для системы ситуаций или состояний
функция полезности
преобразование одного вида энергии в другой
процедура присвоения числовых значений объектам и явлениям

4. В шкале интервалов:
возможно только количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание

5. Шкала силы ветра – это
шкала интервалов
номинативная шкала
шкала порядка
нет правильного ответа
шкала отношений
шкала Рихтера

6. Какие из приведенных ниже матриц эквивалентности являются согласованными?

ИСЭПП.рисунок 34

ИСЭПП.рисунок 36

ИСЭПП.рисунок 37

ИСЭПП.рисунок 38

ИСЭПП.рисунок 39

ИСЭПП.рисунок 40

ИСЭПП.рисунок 41

ИСЭПП.рисунок 42

ИСЭПП.рисунок 43

7. Какие из приведенных ниже матриц являются матрицами эквивалентности?
ИСЭПП.рисунок 44

ИСЭПП.рисунок 45

ИСЭПП.рисунок 46

ИСЭПП.рисунок 47

ИСЭПП.рисунок 48

ИСЭПП.рисунок 49

ИСЭПП.рисунок 50

ИСЭПП.рисунок 51

ИСЭПП.рисунок 52

ИСЭПП.рисунок 53

8. Шкала сортности товаров – это
номинативная шкала
шкала наименований
шкала отношений
номинальная шкала
шкала порядка
шкала интервалов
шкала Рихтера

9. Шкала твердости минералов – это
шкала порядка
шкала Рихтера
шкала отношений
номинативная шкала
шкала интервалов

10. Определите правый собственный вектор матрицы эквивалентности
ИСЭПП.рисунок 54

ИСЭПП.рисунок 55

ИСЭПП.рисунок 56

ИСЭПП.рисунок 57

ИСЭПП.рисунок 58

ИСЭПП.рисунок 59

11. Шкала температур – это
шкала порядка
ординальная шкала
шкала Рихтера
номинативная шкала
шкала интервалов
шкала наименований

12. Шкала социометрического статуса – это
шкала Рихтера
шкала отношений
шкала интервалов
номинативная шкала
шкала порядка

13. В шкалах наименований (номинативных, номинальных шкалах):
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание
возможно количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание

14. Какие преобразования считаются допустимыми в шкалах порядка (ординальных шкалах)?
суммирование оценок
умножение оценок на положительный множитель
возведение в положительную степень
среднее арифметическое
среднее геометрическое
логарифмирование

15. В шкале отношений:
оценивание невозможно
возможно «слабое» качественное оценивание
возможно «слабое» количественное оценивание
возможно качественное и количественное оценивание

ИСЭПП.рисунок 60

16. Пусть три эксперта некоторой фирмы, рассмотрев шесть возможных вариантов инвестиционных проектов, выставили следующие балльные оценки (по десятибалльной шкале). Определить наиболее предпочтительный инвестиционный проект, используя способ медианного оценивания:

первый проект
второй проект
третий проект
четвертый проект
пятый проект
шестой проект

Источник