Риторика Четыре закона риторики Целевые виды речи
Основные части публичной речи и их целевые установки
1. Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.
2. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.
3. Каждая речь должна иметь вступление, основную часть и заключение.
4. Если вы ограничены регламентом, составьте план вашего выступления. В плане должна содержаться информация, которая требует точности: даты, статистические данные, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные и малознакомые слова и термины (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности) и т.д.
5. Оратор, который вступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе.
6. Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит он не заинтересован в своей речи безразличен к аудитории.
7. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией какого-либо характера, подумайте о чем-нибудь хорошем.
8. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит выступать. Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок.
9. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите ими во время речи и не вытягивайте по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.
10. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.
11. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают. Вы увидите, что они внимательны к вам, настроены в целом доброжелательно.
12. Сделай небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.
13. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим – вытерпеть ее до конца.
14. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумаге, на которой написан ваш конспект.
15. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.
16. Говорите громко и отчетливо, при этом сохраняя размеренный темп речи.
17. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.
18. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих. Оратор является центром внимания и источником движения мысли, он сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.
19. Не бойтесь больших аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.
20. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает.
21. Будьте человеколюбивы – говорите по возможности кратко.
22. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.
23. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связаны. Завершайте каждую начатую фразу.
24. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки.
25. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной.
26. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому во время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.
27. Не следует бояться реплик из аудитории. Реагировать на них стоит по обстоятельствам. Можно вступит в дискуссию во время речи. Но докладчик должен успеть высказать все, что намеривался.
28. Отвечая на вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы должны быть дельными, ясными и краткими.
29. Завершение любой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъем голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.
Литература
1. Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие для вузов / Д.Н.Александров. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 534 с.
2. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 277 с.
3. Апресян Ю.Д. О состоянии русского языка / Ю.Д. Апресян // Русская речь. ‒ 1992. ‒ №2.‒ С.8.
4. Арутюнова Н.Д. Функции языка / Н.Д. Арутюнова // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. ‒ С. 609
5. Будильцева М.Б. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи»: учебное пособие / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева; под ред. проф. М.Б. Будильцевой. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 272с.
6. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 556 с.
7. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская. ‒ 12-е изд. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. ‒ 544 с.
8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие [Электронный ресурс]. ‒Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. ‒ Режим доступа:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-003.htm#i519.
9. Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичных выступлений / Л.Н. Дорогова. – М.: Искусство, 1999. ‒ 187 с.
10. Ипполитова Н.А. Руский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князев, М.Р. Сасова; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Прспект, 2006. – 344с.
11. Кохтев Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 2004. – 208 с.
12. Кузнецов И.Н. Риторика: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2013. – 506 с.
13. Львов М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. – 2-е изд. – М., 2004. – 272 с.
14. Михайличенко Н.А. Риторика / Н.А. Михайличенко. – М.: новая школа, 2004.
15. Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. ‒ Ростов н/Д : Феникс, 2011. ‒ 462 с.
16. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи [Электронный ресурс]. ‒ Минск: НТООО «Тетра Системс», 2001. – Режим доступа: http://sbiblio.com/
17. Радугин А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. — 240 с.
18. Райская Л.М. Лекции по русскому языку и культуре речи / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского университета, 2008. – 152с.
19. Риторика: курс лекций / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, Т.В. Мальцевич [и др.]. – Минск: БГУ, 2002.
20. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под. Ред. И.Б. Голуб – 14-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 368 с.
21. Русская речевая культура: учебный словарь-справочник / под ред. д.ф.н., проф. В.Д. Черняк. – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2006. – 224 с.
22. Русский язык и культура речи: конспект лекций / сост.: Г.С. Артынюк. – СПб: изд-во СПбГИЭУ, 2010. – 51с.
23. Русский язык и культура речи: лекции / сост.: Р.Р. Саримова. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КГТУ, 2009. – 171с.
24. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов/ А.И. Дунев [и др.]; под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509с.
25. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. проф. В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2001. ‒ 413 с.
26. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций для студентов-нефилологов / Г.К. Трофимова. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 160 с.
27. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.
Предисловие. 3
Раздел 1. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ. 3
Лекция 1. Понятие о современном русском языке и тенденциях его развития 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 2. Речь и ее особенности. 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 3. Язык как средство общения. Условия эффективной речевой коммуникации. 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Учебный словарь. 3
Литература к разделу I 3
Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ.. 3
Лекция 1.Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. 3
Вопросы и задания для самоконтроля. 3
Лекция 2. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 3.Лексические нормы современного русского литературного языка 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 4. Морфологические нормы современного русского литературного языка. 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 5.Синтаксические нормы современного русского литературного языка 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Лекция 6.Коммуникативные качества речи. 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Учебный словарь. 3
Литература к разделу II 3
Раздел 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА.. 3
Лекция 1.Общая характеристика функциональных стилей современного русского языка. 3
Вопросы и задания для самоконтроля. 3
Лекция 2.Виды научных текстов. Их характеристики и оформление. 3
Вопросы и задания для самопроверки. 3
Учебный словарь. 3
Литература к разделу III 3
Раздел 4. РИТОРИКА.. 3
Лекция 1. Риторика как наука и учебный предмет. 3
Вопросы и задания для самоконтроля. 3
Лекция 2. Оратор и его аудитория. 3
Вопросы и задания для самоконтроля. 3
Лекция 3. Публичное выступление. Роды и виды публичных выступлений 3
Источник
Виды ораторской речи по целевой установке говорящего
Можно выделить три основные цели и соответственно три основных вида речей: информирующая, аргументирующая и эпидейктическая (хвалебная или порицающая).
Современная классификация ораторских речей
по целевой установке говорящего:
Эпидейктическая речь | «Речь на случай». Речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках — тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе. Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности эпидейктической речи: 1. похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи и пр.; 2. похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи; 3. похвала явлению; 4. хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей [193, с.274 —293]. |
Аргументирующая речь: убеждающая и агитирующая | Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе. Убедить в правоте своего мнения – убеждающая речь, призвать к необходимости определенных действий – агитирующая речь. «Убедить значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию». «Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателей почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор» [193, с. 41—49]. |
Информирующая речь | Речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории [193, с. 274—293]. «Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение, описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине, объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт» [193, с. 41—49]. |
Развлекательная речь | «Не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьезная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения» [193, с. 41—49]. |
1. Цель собственно информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Причем новым знание может быть субъективно (т. е. новым для данного слушателя — лекция, консультация, объяснение, инструкция и т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей — доклад, отчет, свидетельство и т. п.). Поэтому определим общую для всех информационных речей ситуацию как ситуацию отсутствия (осознанного или неосознанного) у адресата необходимой ему информации, вследствие чего и возникает необходимость в ее передаче.
2. Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.
3. Задача речи – обеспечить понимание, добиться понимания.
4. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной — расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.
5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.
Введение. Задача введения — завладеть вниманием слушателей. Уместны следующие приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т. п.
Основная часть. Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.
Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т. п.).
5. Выражение мысли в речи.
6. Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов – минимум. Основа – нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность. (Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. [4]; Меньшина, С. В.[122]).
Аргументирующая речь, в свою очередь, может быть убеждающей и агитирующей. Рассмотрим подробнее эти виды речей.
1. Если цель речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.
Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.
2. Задача речи – добиться доверия аудитории.
3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому – выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.
4. Строение речи: введение, основная часть, заключение
Введение. Задача введения – расположить к себе слушателей. Здесь уместно использовать следующие приемы: афоризм, цитата, шутка; а также демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п. Необходима и формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т. п.
Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.
Заключение. Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.
5. Выражение мыслей в речи.
Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.
7. По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное словопроизносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. Однако, несмотря на это, такое деление правомерно, т. к. осуществляется по преобладающей задаче. Именно поэтому выговор должен быть назван оценочным жанром (его главная задача — порицание), а извинение — речью по поводу (здесь главное — именно реакция на событие, а не оценка) (Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. [4]; Меньшина, С. В.[122, 125]).
1. Цель речи – хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.
2. Задача речи — воодушевление, сплочение аудитории.
3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т. д.). Адресация человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.
4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что более всего ценится у данной аудитории), закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т. п.).
5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.
Введение. В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т. п.
Основная часть. Описание – характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.
Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т. д.
6. Выражение мыслей в речи.
Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность (Кудрявцева П. Б.[103]).
Выступление
Используя риторические знания, которые Вы получили на предыдущих занятиях, подготовьте выступление на одну из тем (Больсунов О. [20]):
Тема. Самое-самое
§ Самый легкий металл.
§ Самая крупная купюра.
§ Крупнейшее ограбление банка.
§ Самое маленькое млекопитающее на Земле.
§ Макадамия — самые дорогие орехи в мире.
§ Гюнтер IV — самый богатый пес в мире.
§ Самая быстрая рыба.
§ Самое быстрое животное.
§ Милли — самая маленькая собака в мире.
§ Самый черный материал.
§ Самый быстрый поезд.
§ Самый большой круизный лайнер.
§ Самый богатый человек в мире.
§ Самый крупный наземный хищник.
§ Самая большая кошка.
§ Самый большой цветок в мире.
§ Самый большой дом на воде.
§ Король среди овчарок Командор.
§ Книга мировых рекордов Гиннесса.
§ Самая безопасная страна мира.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 3091 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Риторика. Четыре закона риторики. Целевые виды речи.
Четыре закона риторики. Какие качества оратора определяют его успех? Охарактеризуйте основные функционально целевые виды речи. Какие вербальные средства речевой выразительности Вы считаете наиболее эффективными в педагогической деятельности учителя начальных классов и почему?
Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого
общения с аутодиторией. Риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий.
Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, журналиста, психолога, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.
Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней. Слово — оболочка, форма идеи, а идея — смысловое содержание слова.
Законы общей риторики.
1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.
2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только
дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.
3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее — экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.
4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.
Качества оратора, предопределяющие успех:
заинтересованность предметом речи;
знание четырех законов общей риторики.
Обаяние — т.е. умение нравиться другим. Здесь, помимо того, что принято называть хорошими манерами, важна естественность, умение быть самим собой, не брать на себя не присущих вам органически и не требуемых ситуацией речевых ролей. Не следует становиться в позу оракула, грозного судии или носителя абсолютной истины. Не следует также, если вы новичок, подражать кому-либо из понравившихся вам ораторов. Надлежит найти нечто достойное и подходящее в себе и развивать его, не впадая, естественно, в самолюбование. Не следует «выращивать из сливы яблоню»!
Артистизм — т.е. умение играть по правилам, принятым в данной среде. «Вся жизнь – театр и люди в нем актеры» (В.Шекспир). Речевую роль, как и социальную, надо уметь играть, зная правила игры применительно к любой речевой роли и речевой ситуации.
Уверенность — слушатели не станут доверять оратору, который не уверен сам в себе. Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения. Вместе с тем, любая речь – своего рода экзамен, а на экзамене главное – знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться, как на чересчур благоприятный, так и на заведомо неудачный результат вашей речи.
Дружелюбие — каков оратор в своем отношении к слушателям, таковы и они к нему. Хотите нажить врагов – атакуйте слушателей, хотите обрести друзей – уважайте их. Ищите общее между собой и потенциальными союзниками, а разное старайтесь пригасить.
Искренность — это качество или его отсутствие в ораторе выявляются любой аудиторией мгновенно и, как правило, безошибочно. Лживую речь любые словесные ухищрения сделают ее лишь еще более искусственной и отталкивающей. Искреннему же оратору слушатель прощает многие недостатки не только формы, но и содержания речи.
Объективность — т.е. честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных подтасовок, утрирований, окарикатуриваний, приписывания мнимых действий или намерений, подмены фактов и логики эмоциями, бранными или хвалебными ярлыками.
Заинтересованность предметом речи — только магнит притянет железо. Скучает оратор – скучает и публика, и актуальность обсуждаемой темы лишь отчасти компенсирует его вялость.
Основные функционально-целевые виды речи:
информирующая речь — сообщает знания;
аргументирующая речь — прививает убеждения;
эмоциональная речь — создает настроение.
При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет. Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна – смех, но конкретное обеспечение ее (содержание) оказалось негодным.
Бывает наоборот: слушатель вполне остался доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор — убедил его не в том, что хотел, а обратном. Здесь предложенное и ожидаемое содержания совпали, а общие цели – нет, и последствия речи оказались иными, нежели предполагал оратор.
На мой взгляд, наиболее эффективными в педагогической деятельности являются следующие средства выразительности:
Техника речи. Дикция. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.
Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры .
Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. К.С.Станиславский «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб»
Для достижения выразительности речи необходимо четко и ясно говорить с равной быстротой. Этому способствует работа над скороговорками. Учителю приходится сталкиваться также и с вопросами темпа речи. На уроках иногда требуется быстрая, легкая речь, четкость которой должна быть предельной.
Поэтому работа над скороговоркой – средство к достижению четкости речи в любом темпе. Механическое, монотонное зазубривание скороговорок никогда не даст практической пользы.
Основываясь на смысле фразы, варьируя его на ходу, соответственно меняя интонацию, оратору легко будет пользоваться различными темпами речи.
ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Это единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонация отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов.
Логические ударения.
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
Педагогу никак не обойтись без такого критерия, как логика . Логические ошибки не совместимы с понятием «хорошая речь». Последовательность, обоснованность, доказательность, рассудительность, причинно- следственные связи, соблюдение законов тождества, обеспечивают соответствие действительности и информативности речи.
Нормативность речи , т.е. с принятые литературно-языковые нормы произношения. Хочется привести цитату Д.И. Писарева: «Неправильное словоупотребление ведёт за собой ошибки в области мысли, а затем и в жизни».
Эктосемантичность — это невербальный язык речи педагога, средство передачи информации с помощью жестов, мимики, позы. По мнению некоторых исследований, жест несёт 40% информации.
Е.Б. Вахтангов, ученик великого Станиславского, утверждал: «Руки — глаза тела, указующий перст — жест, требующий внимания, разумия». Оживлённой жестикуляцией пользуются, чтобы ярче подчеркнуть слова, отобразить нюансы. Если убрать руки в карманы, речь сразу потеряет живость и выразительность. Молодой неопытный педагог должен понимать, что жесты нужны не ради жестов.
Педагогический артистизм предполагает «пластическую мелодичность», когда жесты и движения гармонируют с обликом педагога, его речью, стилем, темой общения.
Пластика, жесты, артикуляция, должны привлекать и очаровывать, создавать впечатление красоты и изящества, а не раздражать учеников, и не вызывать у них насмешку. Пластическая мелодичность создаёт впечатление лёгкости изучаемой темы. Слушающие преодолевают свою внутреннюю и внешнюю неуверенность, общаясь с раскрепощённым педагогом.
Внешний вид, как эффект визуального имиджа, тоже имеет немаловажное значение в речевой деятельности педагога. Привлекательность, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд — всё это оказывает позитивное значение на учеников ещё до того, как педагог начал говорить. М.М. Сперанский, преподаватель философии Санкт — Петербургской семинарии, впоследствии знаменитый государственный деятель, в своей статье «О красноречии» писал: «Лицо, есть зеркало души и все его черты изображаются на нём. Язык лица всегда был призван вернейшим толкователем чувствий душевных. Один взгляд говорит порой, более чем слова, надо лишь настроить лицо своё, согласно речи».
Источник
Целевые установки речи
Мотивация речевого поступка. Этикетность речевого поведения. Ритуальная речь как принадлежность к социуму. Десемантизация устной и письменной речи. Провокационная речь как способ воздействия на людей. Вопросительные конструкции в провокационной речи. Внутренние мотивы провокационной речи. Императивная речь: мотивация, способы коммуникации, эмоциональное воздействие, формы репрезентации человека.
В любом речевом акте происходит передача информации. Анализ целевых установок речи есть анализ того, почему человек передаёт данную информацию.
Для характерен процесс десемантизации (процесс, в соответствии с которым определённый текст начинает частично или полностью терять своё значение). Процесс десемантизации происходит с любым текстом в процессе частого повторения. На основе десемантизации возникает понятие «клише». Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества.
Обучение красноречию традиционно начиналось с написания и произнесения хвалебных праздничных речей. Поздравительная речь ставит целью восхваление какого-то лица, события и произносится в торжественных случаях. Успех проведения всех торжественных мероприятий наполовину зависит от того, как люди будут контактировать друг с другом, какие слова найдут друг для друга.
Провокационная речь – это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации. Часто в провокационной речи используются вопросительные конструкции, которые являются лингвистическими универсалиями. Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причём воздействия подчиняющего: человек вынужден помимо воли передать какую-то информацию. Внутренним мотивом провокационной речи является получение правдивой информации, т.е. информации, в истинность которой верит тот, кто её сообщает.
Цель учебной речи – передать знания, выработать навыки и умения. В учебной речи происходит не только передача, но и проверка знаний. В процессе учебной речи формируется образ аудитории – определённый коллектив, которым руководит преподаватель и стремится направить в нужную сторону.
Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние, т.е. ввести в состояние конгруэнтности (почувствовать то же, что ощущает говорящий).
Как можно заставить человека почувствовать, его можно заставить совершить поступок. Человечество выработало специальную речевую форму, связанную с поинуждением к действию или бездействию: это – приказ.
Заставить человека подумать – нельзя, но можно сформировать в нём намерение, т.е. заставить принять определённое решение.
Литература:
1. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989
2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.-М.,1982
3. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.
4. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984
5. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики.-М.,1991.
Дополнительная литература:
1. Александров Д.Н. Риторика. — М., 1999.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). — СПб., 1993.
3. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации. — М.,1991.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
5 .Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. — М., 1980.
6. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.
7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. — М., 1994.
8. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. — М., 1982.
9. Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.
10. Далецкий Ч. Практикум по риторике. — М., 1996.
11. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика: Пер. с фр. — Благовещенск, 1999.
12. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1999.
13. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. — М., 1977.
14. Караулов Ю.Н. Язык и личность. — М., 1989.
15. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. — М., 1994.
16. Минеева С.А. Полемика -диспут -дискуссия. — М., 1990.
17. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. — М., 1987.
18. Николаев Т.М. Жест и мимика в публичной речи. — М., 1972.
19. Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов. – М., 1986. Вып. 8.
20. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. — М., 1976.
21. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. — Минск, 1974.
22. Смелкова 3. С. Азбука общения. — Самара, 1994.
23. Судебное красноречие русских юристов прошлого. — М., 1992.
24. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989.
25. Фрейд 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. — М., 1990.
15. Категории «заставить» и «убедить» как реализация «воли к власти».Способы воздействия на человека. Психоаналитическое толкование «воли к власти». Речевое императивное воздействие. Мотивация профессиональной речи. Классификация целевых установок речи: сферы эффективности, жанры ораторики, роды и виды словесности.
Заставить человека помимо его воли можно, воздействуя на два мощных стимула: страх и корысть. Ницше выдвигает философскую категорию – «воля к власти» (человек творит закон и подчиняет себя этому самосозданному закону). Категории «убедить» и «заставить» суть производные от «воли к власти». Базовая психологическая категория «воля к власти» не подлежит характеристике с позиции хорошо – плохо.
Убеждение – это успешное интеллектуальное воздействие на сознание человека, в результате которого он сам приходит к мнению, что поступок необходим.
Один и тот же текст реально является результатом целой серии внутренних психологических установок. Среди целевых установок можно выделить общечеловеческие универсалии: создание собственного авторитета, речь во благо другим людям.
По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы:
императив – силовой способ речевого воздействия;
убеждение – попытка через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов;
провокация – связана с потребностью получить информацию.
Целевые установки речи могут формировать определённые сферы эффективности: провокация эмоций, привлечение внимания, распространение знаний, создание намерений, побуждение к действию, формирование навыков.
Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика).
Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия – самый сильный вид речи, т.к. оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз.
Основная цель ораторической речи – эффективность воздействия, основанная на необходимости «выиграть» речь. Главная цель гомилетической речи – влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Михневич А.Е.Хрестоматия по лекторскому мастерству.-Минск,1978.
3. Эрнст О. Слово предоставлено вам.-М.,1988.
4. Язык и стиль СМИ и пропаганды.-М.,1980.
Дополнительная литература:
1. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.
2. Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.
3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1999.
4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. — М., 1994.
5. Мастера красноречия: Очерки. — М., 1991.
6. Минеева С.А. Полемика -диспут -дискуссия. — М., 1990.
7. Николаев Т.М. Жест и мимика в публичной речи. — М., 1972.
8. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. — М.,1984.
9. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. — М., 1976.
10. Панов М.В. Риторика от античности до наших дней: Антология. -М., 1997.
11. Смелкова 3. С. Азбука общения. — Самара, 1994.
12. Уайтсайд Р. О чем говорят лица: Пер. с англ. — СПб., 1997.
13. Фрейд 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. — М., 1990.
14. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. — Ростов-н/Д, 1994.
15. Чихачев В. П. Лекторское красноречие русских ученых XIX в. – М., 1987.
Источник